История железных дорог Беларуси

27 декабря 1862 года на территории Беларуси начал эксплуатироваться участок железнодорожного пути из Санкт-Петербурга в Варшаву. Его отрезок Поречье—Гродно стал первой железнодорожной линией, проложенной на белорусской земле.

Карта «Годы сдачи в эксплуатацию железнодорожных линий и участков в Беларуси»

Густая сеть железных дорог опоясавших Беларусь содействовала ускорению темпов промышленного развития страны на всех ее этапах развития.

С 1862 года по наши дни железнодорожный транспорт является неотъемлемой частью истории нашей Родины.

Строительство первых дорог

«Железные дороги, в надобности коих были у многих сомнения еще за 10 лет, признаны ныне всеми сословиями необходимостью для империи и сделались потребностью народною, желанием общим, постоянным».

Железные дороги Беларуси в 1914–1917 годах

Железнодорожная сеть Беларуси к началу войны имела протяженность 3888 км, из них 1668 км принадлежали Полесским, 624 км — Либаво-Роменской, 611 км — Александровской, 526 км — Риго-Орловской, 175 км — Привислинским, 91 км — Московско-Виндаво-Рыбинской, 63 км — Северо-Западным и другим дорогам.

Железные дороги Беларуси в годы Гражданской войны и иностранной интервенции (1918-1920 гг.)

После Октябрьской революции 1917 года советскому правительству требовалось остановить развал железнодорожного транспорта и определиться со структурой и методами руководства на железных дорогах.

Железнодорожный транспорт Беларуси в период восстановления и реконструкции (1921-1940 гг.)

Неотложной задачей, которую необходимо было решить стране после окончания гражданской войны, являлось восстановление народного хозяйства, в первую очередь транспорта.

«В результате массовых арестов и расстрелов были ликвидированы лучшие инженерно-технические кадры железных дорог, руководители многих станций, депо и других предприятий транспорта. Можно только удивляться выдержке, терпению и мужеству железнодорожников, которые, работая в крайне напряженной обстановке, в условиях материальной нужды, введения жестких норм (карточной системы) на продукты и промышленные товары, находили в себе силы активно участвовать в трудовом соревновании, стахановско — кривоносовском движении, проявляя инициативу творческий энтузиазм».

 

 

Годы Великой Отечественной войны

На рассвете 22 июня 1941 года гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз. Началась Великая Оте­чественная война. Враг рассчитывал в самом начале военных действий пол­ностью разрушить укрепления и коммуникации. И в первую очередь железнодорожные.

Первые дни Великой Отечественной войны

В плане «Барбаросса» указывалось: «Русские железные дороги и пути сообщения в зависимости от их значения для операции должны перерезаться или вы
во­диться из строя».

Белорусские железнодорожники в тылу, на фронте и в специализированных НКПС

Белорусские железнодорожники, выполнив свой долг по эвакуации, в ходе оборонительных боев влились в вой­ска Красной Армии и боролись против немецко-фашист­ских захватчиков под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге.

Положение железнодорожников в годы Великой Отечественной войны

Огромный, неоценимый вклад внесли железнодо­рожники Беларуси в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков.

С первых дней освобождения от фашистских захватчиков в восточных районах Беларуси началось полномасштабное восстановление народного хозяйства. В Постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» был специальный раздел, касающийся железнодорожного транспорта. Неотложными задачами Народного комиссариата путей сообщения СССР, местных партийных и советских органов признавались скорейшее восстановление и строительство путей, вокзалов, необходимых зданий и помещений.

Первыми начали возрождение транспортного хозяйства железнодорожные войска, которые прибывали в освобожденные районы вслед за наступающей Красной Армией.

Железные дороги Беларуси в период восстановления (1945-1950 гг.)

Неотложными задачами Народного комиссариата путей сообщения СССР, местных партийных и советских органов признавались скорейшее восстановление и строительство путей, вокзалов, необходимых зданий и помещений.

Годы реконструкции и развития железнодорожного транспорта Беларуси (1950-1970 гг.)

К концу 1950 года на железнодорожном транспорте Беларуси в основном закончился восстановительный период, и Белорусская магистраль по основным показателям вышла на уровень довоенного 1940 года.

Совершенствование работы белорусской магистрали (1971-1991 гг.)

Это были годы бурного экономического роста промышленного производства, строительства новых промышленных предприятий и крупных сельскохозяйственных комплексов, развития социальной сферы.

Белорусская железная дорога — самостоятельная отрасль экономики Республики Беларусь (1991-2000 гг.)

Белорусская железная дорога представляла собой уже не просто субъект хозяйствования, занимающийся перевозками, а начала выполнять функции по государственному управлению железнодорожным транспортом республики.

Белорусская железная дорога — неотъемлемая часть народно-хозяйственного комплекса Республики Беларусь

(2001—2011 гг.)